Аудит сайта

Так уж сложилось, что многие владельцы сайтов не считают аудит сайта важной составляющей процесса развития сайта, и полагаются на свою удачливость, между тем в каждом новом проекте повторяя все те же ошибки, от которых на самом деле можно было бы давно избавиться. В этой статье речь пойдет о том, почему данный этап столь важен в создании сайта, и что вам может дать профессионально проведенный аудит сайта.

Для начала давайте представим, что у некой компании есть собственный сайт, который вполне успешно справлялся с возложенными на него задачами на протяжении нескольких лет. Но вот вы задумались о модернизации ресурса, улучшении его функционала, создании максимально удобной для его посетителей атмосферы. Проводя параллели с медициной, можно сказать, что аудит в данном случае выполняет те же функции, что и медицинское обследование: он помогает «сдать анализы», после чего поставить правильный диагноз, определить причину заболевания, и назначить правильное лечение.

Анализ сайта.

Именно на первом этапе, этапе анализа, определяются основные показатели сайта, показатели его успешности и особенности поведения на ресурсе пользователей. Статистика посещаемости включает в себя:

  • Определение точек входа на сайт и выхода;

  • Определение популярного содержимого на сайте;

  • Тестирование качества работы сайта с поисковой системой;

  • Изучение информации о времени пребывания пользователей на странице и статистики отказов.

Важно понимать, что выполнение данного этапа невозможно, если вы не владеете детальной статистикой посещений анализируемого сайта.

Дизайн сайта.

Анализ дизайна сайта – довольно сложное, трудоемкое, и неоднозначное занятие. Необходимо понимать, что дизайн – не просто привлекательная тематическая картинка, а важный, эффективный рабочий инструмент. Именно по этой причине с выводами опытного аудитора-профессионала не следует спорить – необходимо довериться его авторитету и советам, ведь именно он как никто другой может дать объективную и беспристрастную оценку имеющимся на сайте недостаткам и слабым сторонам.

Основное внимание уделяется следующим аспектам:

  • Общему эстетическому отпечатку, который остаются у гостя после посещения сайта;

  • Соответствию дизайна выполняемым сайтом задачам;

  • Соответствию корпоративному стилю;

  • Современности дизайна;

  • Качеству фотографий, иллюстраций и всех прочих элементов дизайна.

Эргономика сайта.

Под эргономикой сайта подразумевают его удобство для пользователей. Аудит эргономики – один из наиболее ответственных этапов, ведь именно от него зависит, воспользуются ли вашими услугами гости сайта, захотят ли добавить его в закладки и вернуться к нему в будущем, или отправятся на сайты конкурентов в поисках более удобного и доступного функционала.

На этом этапе производится тестирование следующих моментов:

  • Соответствует ли размещение элементов навигации и значимых элементов на сайте признанным стандартам?

  • Удобно ли размещены блоки сайта, размещены ли они в соответствии с приоритетами?

  • Насколько просто (очевидно) и удобно организована навигация по сайту?

  • Насколько удобно размещено меню и вспомогательные блоки со ссылками, функционируют ли они правильно?

  • Соблюдается ли единообразие заголовков, ссылок и других элементов форматирования?

Конечно же, анализ эргономики включает гораздо большее количество этапов, чем описано выше, однако, даже обработка перечисленных выше пунктов позволит существенно улучшить эргономику сайта.

Контент на сайте.

Нередко заказчики уделяют качеству контента минимум внимания, а то и вовсе не считают контент важным элементом сайта. На самом же деле, именно наполнение сайта качественным контентом позволяет существенно повысить успешность сайта.

В процессе анализа контента производится проверка следующих моментов:

  • Оптимизированы ли тексты для Интернета?

  • Контент должен быть четко структурирован, акценты грамотно расставлены и выделены;

  • Организована ли структура из внутренних смысловых ссылок между страницами сайта по тексту?

  • Контент должен быть проверен на доступность изложения информации, ее корректность, литературную грамотность.

  • Контент должен быть оптимизирован для работы с поисковыми системами.

Технологии, используемые на сайте.

Данный этап аудита является одним из самых объемных, в него входит:

  • Проверка соответствия используемых на сайте технологий современным стандартам;

  • Проверка скорости работы сайта при условии повышения нагрузок;

  • Проверка безопасности сайта (выбранных технологий, системы управления, защиты доступа к CMS);

  • Проверка удобства обновления сайта, модульности, масштабируемости;

  • Проверка эффективности работы системы управления контентом: создания и удаления страниц, работа со структурой, наполнение модулей, обновление;

  • Проверка удобства и эффективности используемых технологий с точки зрения разработчика: документирование и открытость кода сайта, простота модернизации кода сайта.

Результаты аудита

Результатом произведения аудита сайта является создание двух документов – аудиторского отчета и рекомендаций.

Аудиторский отчет

 В этом документе содержится подробное описание результатов произведения аудита по каждому отдельно взятому сегменту исследования с указанием примеров ошибок, просчетов и проблем на сайте.

Рекомендации

 Именно ради сбора сведений, содержащихся в этом документе, производился аудиторский анализ сайта. В рекомендациях описаны моменты, которые требуют особенного внимания в процессе модернизации или разработке сайта. Практически все рекомендации имеют подробные пояснения и ссылки на результаты аудиторского учета.

В идеальном случае, рекомендации можно смело считать готовым на 50% техническим заданием для новой разработки, содержащим аргументированные, проверенные факты, исходя из которых, можно создавать или модернизировать уже работающий сайт, при этом, не заботясь о том, что могут быть повторены прежние ошибки.